ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
История создания Янтарной комнаты
Король Пруссии Фридрих III после восхождения на престол решил выполнить каприз своей супруги Шарлотты-Софии, перестроив небольшой летний дворец в Литценбурге. Королева хотела добавить какого-то великолепия в интерьер, одну из комнат сделать особенно необычной.
Для этого был приглашен архитектор Иоганн Фридрих Эозандер. В помощь ему из Копенгагена приехал резчик по янтарю и слоновой кости Готфрид Вольфрам. Когда королева умерла, работы по созданию янтарных панно остановились. Они так и не были установлены во дворце Литценбурга.
Новый король Фридрих Вильгельм I сделанные уже панно разместил в одном из кабинетов Берлинского королевского замка. В 1716 году по пути во Францию Петр I заехал в Габельберге (недалеко от Берлина) и увиделся с Фридрихом Вильгельмом I. Император Всероссийский был очарован полотнами. И прусский монарх отдал ему в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет и яхту "Либурника" по случаю заключения русско-прусского союза. В благодарность русский император подарил Пруссии токарный станок, кубок, созданный своими руками и 55 великанов-гренадёров.
Янтарные панно доставили в Петербург в 18 ящиках. Там их принял губернатор Александр Меншиков. Однако в коллекции не хватало нескольких деталей, и янтарный кабинет при Петре I так и не был установлен.
В 1743 году императрица Елизавета Петровна вспомнила о янтарных панно, которые хранились в Летнем дворце. Она велела архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Ремонтом панелей, от которых уже кое-где откололись фрагменты, занимался итальянец А. Мартелли. Весь декор каморы состоял из панно, оформленных в технике мозаики.
Растрелли разместил панно симметрично, посредине стен, разделил их пилястрами с зеркалами, а оставшиеся пустоты замостил холстами художника И. Бельского. Роспись на картинах имитировала янтарь.
В 1745 году прусский король Фридрих II хотел расположить к себе Елизавету Петровну, поэтому подарил ей еще одну янтарную панель, рисунок которой прославлял императрицу. Общий вес янтаря комнаты составил почти 2 тонны.
В июле 1755 года янтарный интерьер переехал в Большой Царскосельский дворец ― Третий Зимний дворце (Екатерининский дворец).
По приказу императрицы Елизаветы, в июле 1755 года, начался монтаж новой, более просторной комнаты из янтаря в Большом Царскосельском дворце. Для этих работ лона пригласила итальянского архитектора Растрелли.
Растрелли разместил панно симметрично, посредине стен, разделил их пилястрами с зеркалами, а оставшиеся пустоты замостил холстами художника И. Бельского. Роспись на картинах имитировала янтарь.
В 1763―1770 годы холсты в нижнем ярусе заменили на панели из янтаря. Янтарная комната служила залом для официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.
В 1770 году Екатерина II решила добавить в Янтарную комнату несколько деталей. Холсты в нижнем ярусе заменили на панели из янтаря. Изготовили восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры, десюдепорт для дверей, детали карниза и множество других звеньев. Тогда комната приобрела свой окончательный вид. На такие изменения ушло около 450 килограммов янтаря.
В итоге Янтарное убранство располагалось в 3 яруса на 3-х стенах. Центральная часть состояла из 8 крупных вертикальных панно, разделенных зеркалами. На 4-х панно, с использованием драгоценных камней, были выполнены картины, изображавшие 5 основных чувств: «Зрение», «Слух», «Вкус», «Осязание» и «Обоняние». Внизу комнаты располагались прямоугольные панно, на северо-востоке комнаты ― янтарный столик на фигурной ножке. Интерьер дополнялся янтарными сувенирами в застеклённых шкафчиках, китайским фарфором, комодами работы русских мастеров. Все великолепие освещалось сотнями свечей.
На декор из янтаря температурные перепады, сквозняки и отопление действовали губительно. Комнату с 1833 по 1935 года ремонтировали четырежды. Очередной ремонт был назначен на 1941 год.
Во время Великой Отечественной войны немецкие захватчики похитили Янтарную комнату и отправили в Кенигсберг (Калининград). Там она не один год являлась частью экспозиции зала Кенигсбергского музея.
6 апреля 1945 года в ходе отступления немецких войск янтарные панели демонтировали и вывезли из города в неизвестном направлении. Существует большое количество версий о том, где находятся уникальные панно, но до сих пор это остается загадкой.
Решение восстановить Янтарную комнату приняли в СССР в 1979 году. На полное воссоздание шедевра ушло 24 года. Для возрождения зала была специально создана Царскосельская янтарная мастерская, где трудились лучшие искусствоведы, химики, историки и реставраторы нашей страны. Интерьеры музея открыли в 2003 году — к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
Янтарная комната была в высоту 7,8 метра, ее площадь составляла 100 квадратных метров. При восстановлении шедевра, чтобы сделать облицовку трех стен, понадобилось 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в 1 килограмм купили у столичного коллекционера за 1 тысячу долларов.
Янтарный кабинет — это единственный интерьер, который оформлен при помощи этого уникального минерала, который имеет такие поэтические названия, как «слезы моря» и «дар солнца».
Янтарную комнату часто называют «восьмым чудом света». Она являлась и является является жемчужиной Екатерининского дворца и одним из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке.
Ничего подобного вы не найдете ни в одной стране мира. Именно поэтому взглянуть на шедевр, созданный из тонн балтийского «золота», в Царское Село (г. Пушкин) ежегодно приезжают миллионы туристов.