BVA271, и вновь в своем пазле вы затрагиваете еще одну интересную тему. Сегодня о творчестве знаменитого художника. Володя, на вашем пазле картина Бориса Кустодиева Масленица. 1916г. (вы об этом пишите). Она написана на холсте, маслом ( 89 x 190,5 см.) и хранится в Российском государственном художественном музее в Санкт-Петербурге.
.
Хочу сказать несколько слов о том, что у Бориса Кустодиева было написано много работ про Масленицу.
Художник любил этот сюжет и часто к нему обращался. Возможно, эта любовь у него врождённая!
.
Вот о чём в письме в феврале 1902 года Борису Кустодиеву напоминала его мать Екатерина Прохоровна: "Твое рождение опять, через 23 года, пришлось на Масленицу. Ведь ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины. Я сегодня вспоминала, как ты двухлетним ребенком одолевал няньку блинами, и она их не успевала тебе печь, а ты сидел перед печкой и спрашивал, скоро ли она тебе их даст».
.
Борис Кустодиев. Масленица. 1919. Холст, масло. 71.6×98.3 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16165/62096014.9a/0_b7527_4f96acd7_XXL.jpg.
Эти картины реалистичны, достоверны в деталях и эмоциях, но на самом деле они - воспоминание, сказка, несбыточная мечта об идеальной жизни в идеальной России. И ещё они - концентрат оптимистичности Кустодиева.
.
Борис Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919. Холст, масло. 71×98 см. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург.
https://i.pinimg.com/originals/cf/7b/64/cf7b649a8f583c4435d27f862a3b959b.jpg …
Если, рассматривая эти картины Кустодиева, вы подумали о Питере Брейгеле Старшем, авторе знаменитых "Охотников на снегу", то вы думаете в правильном направлении. По словам Кирилла Кустодиева, сына художника, Борис Кустодиев очень ценил творчество Брейгеля и его умение гармонично вписывать людей в пейзаж.
https://elegantnewyork.com/wp-content/uploads/2013/09/Breigrel.jpg.
С брейгелевскими полотнами Кустодиева роднят взгляд сверху, многолюдность, обилие деталей и, конечно, снег. Как мы знаем из собственного опыта, на Масленицу погода может быть разной: например, без снега и с уже очевидными признаками весны. Но у Кустодиева на картинах с Масленицей всегда морозно, снежно, а деревья украшены инеем. Одним словом, идеальная зима. И ни намёка на оттепель (вот если бы Масленицу взялся писать Саврасов, у него снег обязательно был бы грязноватый, подтаявший, с лужицами - он был большой любитель таких пограничных состояний природы).
.
Борис Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919. Холст, масло. 88×105 см. Русский музей
https://ic.pics.livejournal.com/wikella/27527437/239246/239246_original.png Масленичные сцены Кустодиева - это собирательные образы, в которых есть и фрагменты столичных пейзажей, и провинциальные виды и забавы.
.
Борис Кустодиев. Масленица. 1920. Холст, масло. 69×90 см. Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Москва и Московская область
https://k-a-r-t-i-n-a.ru/wp-content/uploads/2015/03/sochinenie-opisanie-kartiny-kustodieva-maslenicza.jpg На картинах Кустодиева Масленицу празднует и город, и деревня. Видишь на картине Кустодиева зимнюю ярмарку с каруселью, уличным театром и местами, где можно сытно перекусить, - значит, видишь Масленицу.
.
Борис Кустодиев. Масленица. 1920. Бумага гуашь. 28.2×44.8 см. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств
https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/bfd/400171.jpg ….
История возникновения праздника Масленицы гораздо древнее современного ее варианта. Отмечали ее задолго до возникновения христианства на славянских землях. Наши предки вели свое летоисчисление, согласовываясь с древним солнечным календарем.
.
Борис Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист). 1916. Бумага, темпера. 50×42 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
https://arthive.net/res/media/img/ox800/work/fae/388586.jpg Только в 17 веке, по указу Петра 1, Масленицу стали праздновать, изменив ее дату и привязав к христианским праздникам. Ведь невозможно было полностью уничтожить в памяти народа глубинное значение этого дня. Таким образом, изменили не только дату, но и сакральный смысл самого праздника.
.
Борис Кустодиев. Балаганы. 1917. Холст, масло. 80 х 93 см. Русский музей
https://www.art-todays.ru/web/upload/images/7684/5364270452144453528_y_2.jpg Самое важное и неизменное значение Масленицы все равно невозможно стереть из умов пытливых и прозорливых людей. Ведь, по сути, этот праздник был символом самой главной победы каждого человека – победы СИЛ СВЕТА над силами тьмы. Это был день, когда каждый праздновал самое важное – свое Духовное возрождение и освобождение. Когда каждый знал – ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ!
…
Володя, спасибо вам за прекрасный коллаж и рассказ о художнике Борисе Кустодиеве, картина которого «Весна» стала сегодня (28.03.2024г.) Картинкой дня.