№ 1
Иван Константинович Айвазовский «Девятый вал».
Картина написана в 1850 году.
Живописец изображает море после очень сильного ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
Несмотря на то, что корабль разрушен, и осталась только мачта, люди на ней живы и продолжают бороться со стихией.
В настоящее время картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер картины 221 × 332 см
№ 2
Владимир Лукич Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной».
Картина написана в 1797 году.
Художнику было 40 лет, а Марии только 18.
Со временем имя художника стало ассоциироваться именно с этой его работой, называемой иногда «русской Моной Лизой».
На этой картине Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Ивановна Лопухина. Мария происходит из дворянского рода, она старший ребенок в семье (еще было четыре сестры и два брата). Мария Лопухина, кстати, состоит в отдаленном родстве со Львом Толстым – знаменитый писатель приходится ей двоюродным племянником.
В настоящее время портрет входит в коллекцию живописи Государственной Третьяковской галереи. Размер картины 73,5 × 59 см.
№ 3
Карл Брюллов «Последний день Помпеи».
Карл Брюллов побывал на раскопках в Помпеях летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь, там же ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпеев. Заказчиком полотна стал Анатолий Демидов (русский и французский меценат, действительный статский советник, дипломат, с 1840 г. князь Сан-Донато. Представитель рода Демидовых, младший сын Николая Никитича Демидова от его брака с Елизаветой Александровной Строгановой).
Работа над картиной длилась шесть лет и была завершена в 1833 году.
На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.
В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер картины 456.5 × 651 см.
№ 4
Картина русского художника-живописца Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
Художник работал над картиной около двадцати лет, с 1881 по 1898 год. 23 апреля 1898 года картина была завершена и вскоре куплена коллекционером П. М. Третьяковым для своей галереи.
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Размер картины 295,3 × 446 см
№ 5
Картина русского художника Николая Николаевича Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».
Работа над картиной была завершена в 1871 году. психологическую трактовку исторической драмы, действие которой происходит в 1718 году. На полотне в интерьере петергофского дворца Монплезир изображены Пётр I и его сын Алексей Петрович, который был обвинён в подготовке захвата власти. Прежде чем вынести приговор, Пётр I всматривается в лицо сына, всё ещё надеясь увидеть на нём признаки раскаяния. Картина была написана Ге к 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открытие которой состоялось в Санкт-Петербурге в ноябре 1871 года. Актуальность выбранной художником темы была связана с приближавшимся в то время 200-летним юбилеем Петра I (1672—1725). Ещё до выставки полотно было куплено у автора Павлом Третьяковым
В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 135.7 × 173 см.
Николай Ге написал несколько авторских повторений картины, одно из которых было приобретено Александром II — в настоящее время оно принадлежит коллекции Государственного Русского музея
№ 6
Картина Алексея Гавриловича Венецианова «Спящий пастушок».
Картина написана в 1823–1826 годах.
На картине изображён крестьянский мальчик, уснувший в поле. Он сидит на берегу узкой речки, прислонившись к стволу большой старой берёзы. За ним на дальнем плане картины открывается типичный русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, до самого горизонта, полями.
Картина проникнута чувством умиротворённости и покоя, лирической любовью к природе и человеку. Главная тема картины — гармоничное слияние человека с природой.
«Спящий пастушок» Венецианова является не только одной из самых прекрасных и поэтических картин русской школы живописи, но и значительной вехой на пути становления и формирования реалистического искусства в России.
В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Размер картины 27,5x36,5 см.
№ 7
Александр Андреевич Ива́нов «Явление Христа народу».
Гигантская по размерам картина, написанная в 1837-1857 годах.
Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, - явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан. В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент». Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление.
В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 540 × 750 см.
№ 8
Картина русского живописца Ореста Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»
Картина написана в 1827 году.
Картина является хрестоматийным шедевром романтического портрета первой трети XIX века, наряду с написанным в том же году полотном Василия Тропинина - одно из самых известных и популярных изображений классика русской словесности.
В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 63 × 54 см.
.
№ 9
Алексей Иванович Корзухин «Девичник».
Картина написана в 1889 году.
Корзухин — русский жанровый живописец, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»).
Бунт четырнадцати — состоявшийся 9 (21) ноября 1863 года скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии художеств. Последовавший за этим выход художников из Академии стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века
Знаток народного быта и культуры, А. Корзухин в своей картине «Девичник» отобразил важное для любой девушки событие – проводы невесты перед свадьбой. В центре картины художник изобразил молодую девушку в окружении свахи и ее помощниц. Она только что вышла из бани, и стоит посреди двора, одетая в нательную рубаху и полушубок, повязав на голову легкую косынку. На свахе – богатый наряд и праздничный головной убор — бабья кика. В руках она держит медный таз и кочергу – чтоб сытны и хлебосольны были застолья в доме у будущей хозяйки. Свой предмет держит и каждая из свахиных помощниц. Вот перед невестой одна из них старательно машет метелкой, расчищая семейную дорогу от всяческих преград. В это же время другая в стороне несет ведро с коромыслом – чтобы крепко держались супруги друг за друга и никакая вода меж ними не вставала. Две оставшиеся девушки, танцуя и гремя домашней утварью, отпугивают от молодой невесты злых духов.
Здесь же, в правой части картины, художник изображает пир, собиравший всех замужних женщин со стороны невесты и жениха. Надев свои лучшие наряды, будущие родственницы угощаются пирогами да медовухой, следят за соблюдением ритуала и, конечно, обсуждают невесту и придаются воспоминаниям о своих, уже прошедших девичниках.
Дальний план картины открывает саму баню. На ее крыльце, завороженная праздничным действом, задержалась молодая девушка. Скоро и ей самой предстоит оказаться в центре этого обряда.
В настоящее время картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Размер картины 94 х 153 см.
№ 10
Картина русского художника Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная».
Картина написана в 1883 году.
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.
Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка» из-за одноименного стихотворения Александра Блока.
На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 75,5×99 см.
№ 11
Картина русского художника Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха за чаем».
Картина написана в 1918 году.
На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, с женщиной — главной героиней полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге
Размер картины 120 × 120 см
№ 12
Пейзаж русского художника Исаака Левитана «Март»
Исаак Левитан так и не получил законченного художественного образования, однако его полотна участвовали в экспозициях передвижников. Он известен как основоположник пейзажа настроения. Он любил писать природу центральной России, а особенно — Тверскую губернию. Летом 1894 года он познакомился с Анной Турчаниновой — женой сенатора, которому принадлежала усадьба Горка. Между ними начался роман, и вскоре художник переехал к Турчаниновым. Специально для Левитана построили двухэтажный дом на берегу озера. Там он жил и работал над своими пейзажами с августа по сентябрь 1894 года.
Считается, что именно любовное увлечение вдохновило художника на работу «Март».
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка, находившейся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 60 × 75 см.
№ 13
Константин Егорович Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Картина написана в 1872 году.
«Дети, бегущие от грозы» — одно из наиболее известных жанровых произведений Константина Маковского. Картина была исполнена в передвижнический период творчества художника.
На переднем плане произведения крупным планом изображена босоногая девочка в простом деревенском сарафане, в бусах, несущая на спине своего младшего брата. Надвигающаяся гроза застала детей в лесу во время сбора грибов, о чём свидетельствует наполненный фартук. Испугавшись непогоды, старшая сестра, взволнованно вглядываясь в потемневшее небо, пытается как можно быстрее добежать до дома.
Картина «Дети, бегущие от грозы» во многом предвосхитила «сказочные жанры» Виктора Васнецова. Изображённая сцена вызывает ассоциации с русскими народными сказками «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 167×102 см.
№ 14
Картина русского художника Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею», первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому.
Картина написана в 1889-1890 году.
Картина написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия»:
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала:
Святых Сергия Радонежского и Тихона Задонского, Нестеров любил с детства; оба святые были особо почитаемы в его семье.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 167×102 см.
№ 15
Картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале»
Картина написана в 1871 году.
На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) — пожилой, опытный охотник, видимо, из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) — средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) — одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком.
Вся эта сцена происходит на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа, что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание.
Любопытно также и сочетание в картине и жанровой бытовой картины, и пейзажа, и натюрморта из охотничьих вещей и дичи.
Перов был страстным охотником. Именно поэтому тема охоты была ему хорошо знакома. Ещё до «Охотников…» Перов в 1870 году пишет картину «Птицелов», за которую получает звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение 70-х годов художник также создает ещё несколько картин, посвященных «охотничьей тематике»: «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874), «Рыбная ловля» (1878).
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 119 × 183 см
№ 16
Пейзаж русского художника Василия Поленова «Московский дворик».
Картина окончена в 1878 году.
На картине изображён двор дома, расположенного на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, во флигеле которого Поленов снимал квартиру в 1877—1878 годах. За двориком и прилегающими к нему строениями находится храм Спаса Преображения на Песках, а в правой части полотна видны очертания церкви Николая Чудотворца в Плотниках[ В произведении органично сочетаются пейзажные и жанровые мотивы.
Это произведение Поленова «было новым словом в русской пейзажной живописи и сыграло в ней большую роль», оно вошло в число «жемчужин русской школы живописи» и стало «этапным произведением в истории русского пейзажа».
Вместе с двумя другими произведениями Поленова конца 1870-х годов - картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» - полотно «Московский дворик» относят к «своеобразной лирико-философской трилогии художника».
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 64.5 × 80.1 см.
№ 17
Картина русского художника Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак».
Работа была написана в 1862 году.
Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением картина сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.
В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Святейшего Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
На полотне изображен момент церковного венчания, которое предстает обыденным явлением, притом что бракосочетание старости и молодости противоестественно. В отличие от других бытовых картин той поры, «Неравный брак» имел необычайно крупный формат: фигуры даны почти в размер натуры, а композиция выстроена таким образом, чтобы усилить впечатление жизненной достоверности изображенного. Более того, зритель чувствовал себя соучастником происходящего, то есть стоящим здесь же в храме. Персонажи расположены вплотную у края полотна, их немного, и им тесно в пространстве рамы.
Невеста, бледная как смерть, обескровлена собственной драмой, а самодовольный старик-генерал, умело скрывающий волнение, наблюдает за поведением невесты, быть может, опасаясь непредвиденного. Впоследствии Репин писал, что эта работа «испортила много крови не одному старому генералу.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Размер картины 173 × 136,5 см.
№ 18
Картина русского художника Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы».
Огромное панно было начато в 1880 и закончено в 1891 году. Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области.
На картине изображена группа казаков, которые сочиняют письмо турецкому султану. Писарь выводит на белом листе издевательское послание.
Картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Размер картины 173 × 136,5 см.
№ 19
Пейзаж русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
Это полотно считается самым известным произведением Саврасова, а его появление рассматривается как «важный этап в развитии русской пейзажной живописи».
На первый взгляд, всё в картине чрезвычайно просто и скромно, до крайности знакомо русскому человеку: косогор с березками, грачиные гнезда и деревенька с храмом. Несмотря на безусловную камерность и даже интимность лирического пейзажа, зритель одновременно ощущает необъятность бескрайних просторов России. Сквозь паутину березовых ветвей до самого горизонта виднеются поля, на которых лежит подтаявший снег. Сдержанный, спокойный в своей общей тональности колорит отличается особой деликатностью, мягкостью, богатством оттенков. Пропорционально точно взятая цветовая гамма теплых желто-коричневых и холодных серо-голубых тонов с едва заметными тонкими лессировками и светотеневыми переходами создает ощущение скрытого движения в картине. Прозрачный сырой воздух, наполненный серебристо-серым сиянием, мокрый с проталинами снег, разлившиеся лужи, в которых отражается небо, непросохшая земля вдалеке, легкие тающие облака – все эти приметы наступающей весны служат фоном для главных персонажей картины – хлопочущих, вьющих гнезда грачей.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 62 × 48.5 см.
№ 20
Картина русского живописца Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».
Картина написана в 1887 году.
Картина была написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, листья и 4 персика. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артёмова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 91 × 85 см.
№ 21
Картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».
Картина написана в 1884-1887 гг.
Боярыня Морозова приняла постриг по старому обряду и не явилась по этой причине на новую свадьбу царя, чем привела его в большое раздражение. Царь отправил к ней послов, которые ей это на вид поставили. Но боярыня сказала, что не понимает - какие к ней претензии? Она болела! Однако на этом она не замолчала, и добавила, что ежели царь собирается заставить ее с ее веры свернуть - она ему не покорится.
На картине Сурикова изображено реальное событие произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя после допроса Морозову ― лидера раскольнического движения и, заодно почитаемую как святую у староверов, везут через московский кремль в цепях и обычной бедной повозке – в заточение на Печерское подворье, и тут случилась сцена, которую изобразил на картине Суриков ― боярыня проезжая мимо царских палат подняла руку с двумя пальцами и показала их царю (на тот случай, если, как она думала, он смотрел на эту сцену в окно).
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо — бескровное, фанатичное[1], соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 304 × 587,5 см.
№ 22
Картина русского художника Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».
Картина написана в 1823 году.
Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника.
Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 74,7 × 59,3 см.
№ 23
Картина русского художника Павла домашнего Федотова «Сватовство майора».
Картина написана в 1848 году.
Действие происходит в гостиной купеческого дома. Жених – немолодой офицер прибыл для знакомства с невестой и ее родней. Ожидая приема, он всем видом демонстрирует уверенность в своей значимости и ценности в качестве будущего мужа. Беспокойная сваха сообщает о появлении жениха. Известие вызвало переполох среди домочадцев. Папаша-купец торопливо застегивает сюртук, чтобы встретить гостя в подобающем виде. Охваченная смущением невеста стремится покинуть комнату, но мудрая маменька не дает ей этого сделать. Свидетелями суматохи становятся кухарка, накрывающая на стол, сиделец, принесший вино из лавки, да старуха-приживалка, оказавшаяся «не в курсе происходящего». Немалую роль в картине играют детали, дополняющие рассказ художника. Обстановка в комнате добротная, но простая, как во многих купеческих домах. Хрустальные люстра и подсвечники демонстрируют достаток хозяев. Для встречи потенциального зятя дамы облачились в платья европейского покроя, но их пышные наряды кажутся неуместными в этой обстановке и выдают незнание дворянского этикета, так же, как и сервировка обеденного стола. Всё это художник продумал до мельчайших подробностей, чтобы точнее воспроизвести человеческие типы и социальные явления, которые он иронично обличал в своих картинах. «Сватовство майора» намекало не только на бедность николаевских офицеров, но и на неуклюжие попытки купечества примкнуть к дворянскому сословию. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 58.3 × 75.4 см.
Вариант-повторение картины «Сватовство майора», над которым художник работал в 1850—1852 годах, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см).
№ 24
Картина русских живописцев Ивана Ивановича Шишкина и Константина Аполлоновича Савицкого «Утро в сосновом лесу».
Картина написана в 1889 году.
Когда Шишкин работал над картиной, его целью было показать глубину и мощь русского леса. И первой его идеей было добавить в этот лес в качестве маленьких героев - зайцев. Но эти милые и нежные животные вряд ли помогли бы автору реализовать намеченную цель - передать мощь и силу. Поэтому на ландшафте было решено изобразить медведей как символ богатырской русской души, ведь медведь - главный лесной царь. Шишкин всю свою жизнь изображал природу, и его несколько беспокоило, что медведи на картине получались не такими, какими он желал их видеть.
Именно поэтому на помощь художнику пришел его коллега и специалист по изображению животных ― русский жанровый живописец Константин Савицкий. Первоначально на холсте был изображен только волшебный утренний лес, а медвежата были написаны позднее Савицким. Любопытно, что первоначально картина имела другое название — «Медвежье семейство в лесу».
Когда картина стала известна, и Третьяков приобрел ее, художник Савицкий даже не попросил плату за соавторство. Картина была первоначально подписана двумя авторами. Однако после того, как картина была передана в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника. Кроме того, Третьяков уточнил: картину заказывал у Шишкина, значит и оплата и авторство будут принадлежать Шишкину. Именно так он стал единственным автором произведения.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Размер картины 139 × 213 см.
галереи на Лаврушинском переулке, 10. Техника исполнения произведения - масляная живопись на холсте, размер полотна - 139 × 219 см.