Благовещенье, называемое в народе еще Бабьим праздником, отмечается 7 апреля (по старому стилю календаря – 25 марта).
💦
Священное Писание гласит, что в этот день к Марии (Божьей Матери) от архангела Гавриила пришла благая весть о ее беременности, зачатии сына – Иисуса Христа.
💦
В этот день также происходит празднование двух икон Божией Матери: Благовещение Московской и Благовещение Киевской.
💦💦💦
Кстати, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразденства и один день попразднества, в который празднуется Собор архангела Гавриила.
Предпразденство и попразднество отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
------
Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды.
Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
…
Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека.
Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота.
Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой.
Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.
.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.
«Ангел, войдя к Ней, сказал:
"Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
"Не страшись, Мариам,
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего." <…>
И сказала Мариам ангелу:
"Как же будет это, если Я не знаю мужа?"
И ангел сказал Ей в ответ:
"Дух Святой сойдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий."<…>
Тогда Мариам сказала:
"Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал."
И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).
.
О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.
Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.
------
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному «я».
Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение.
Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
…
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора.
Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела.
Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
…
«Сегодня — начало нашего спасения...», — поется за богослужением праздника Благовещения.
Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
…
Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.
(по материалам книг «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Православной энциклопедии», автор – Юрий Рубан.
💦💦💦
Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше.
Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха.
.
Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет».
.
На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет.
В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней.
………..
Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле.
………..
Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников.
Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода.
Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе.
Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался.
Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения.
Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню.
Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви.
Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.
💦💦💦
Краткая история другой иконы Богородицы – Благовещение Киевской.
.
В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение».
………..
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк.1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.
.
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит.
Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма.
«Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета.
Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь.
………..
В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер начала Боговоплощения.
Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей – характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета.
Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми.
Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк.1:28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки. Это изображение Благовещения Пресвятой Богородицы носит название «Прядущая».
🟡
Христианскую тему Благовещения наши предки осмыслили и в хозяйственном, и бытовом ключе.
…………………………………………………….
Завершение одного периода и начала другого входят в основу календарного Благовещенского фольклора, хозяйственно-трудовой деятельности и обрядов, приуроченных к этому дню.
Так Благовещенье, важный христианский праздник, стал отчетом годового цикла.
Наряду с Рождеством Христовым (7 января), Рождеством Иоанна Предтечи (Ивана Купала 7 июля) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября) Благовещенье приходится на одну из четырех ключевых точек в году, которая соответствует весеннему равноденствию.
В народном понимании Благовещение – начало весенне-летнего полугодия.
Само же название праздника толкуется шире. Оно ассоциируется не только с извещением Девы Марии о появлении на свет Сына Божьего, но ещё и с благой вестью о пробуждении земли ото сна и наступлении весны.
Этот праздник всегда отмечали торжественно и в сосредоточенном раздумье.
…………………………………………………….
Благовещенье в народе было одним из важных и любимых событий.
Вечером предыдущего дня, отстояв вечернюю службу (а некоторые оставались на всенощное бдение – до утра), наши предки возвращались домой.
А с утра вновь отправлялись на молебен в храм, ставили свечи за благополучие, подавали милостыню.
Бездетные супруги молились Пресвятой Богородице о даровании ребенка.
В храмах набирали освященную воду и несли ее домой. Для защиты от болезней и злых духов ею окропляли свое жилье, хлев, скотину и птиц, пили сами.
Хозяева в храм приносили посевные семена и просили их освятить. Верили, что так они лучше взойдут и дадут большой урожай.
.
В народе Благовещение нередко сопоставляли с Пасхой, а порой этот праздник считали весомее Светлого Воскресения.
Многие люди говорили, что Благовещение – самый большой у Бога праздник (в этот день запрещалась любая работа).
И народу очень полюбился этот праздник!
Во-первых, на Благовещение всегда ослаблялся пост, даже если оно выпадало на Страстную пятницу. Специально для этого дня готовили кулебяку — особый пирог с рыбой или капустой.
(По этому случаю даже считали, что «На Пасху и на Благовещение грешников в аду не мучают» - можно устроить себе выходной от тяжелых работ и устроить небольшой пир, и даже не воспрещалось немного вина испить.)
Во-вторых, в этот день праздновали третью встречу весны (первая приходится на Сретение, вторая — на Сороки). Женщины пекли печенья, напоминающие жаворонков. Их давали детворе, а те подкидывали его в небо и ловили. Такой ритуал символизировал прилет птиц, несущих в края весну.
А молодежь громко и весело закликало весну, собираясь на околице: водили хороводы, пели песенки-закликухи, славили приход весны.
…………………………………………………….
Стоит отметить, что в этот день до принятия христианства наши предки славили богинь Рожаниц/Дидилии/Живы/Макоши (в разные столетия и в разных местностях богиня Мать имела разные имена, но суть одна и та же), а более позднее появилась еще одна богиня – Карна.
Вероятнее всего такое имя получила под влиянием индуизма и буддизма.
Так 7 апреля в древнеславянском календаре появился День Карны — ритуал почитания богини, чьё имя перекликается с санскритским понятием «карма».
В отличие от современных трактовок, Карна в мифологии предков олицетворяла не только предначертанную судьбу, но и цикл перерождений, выступая мостом между миром живых (Явь) и мёртвых (Навь).
.
Интересно то, что это - богиня-парадокс, олицетворяющая скорбь и обновление.
Так, в «Слове о полку Игореве» Карна предстаёт как «плакальщица, чей голос слышен над телами павших», противопоставляясь сестре Желе (не путайте с Живой) — воплощению неотвратимого рока.
Археологические находки (например, амулеты с символами ворона из курганов X века) подтверждают её связь с погребальными обрядами.
Однако Карна также считалась покровительницей новорождённых — считалось, что она вдыхает душу в младенца, завершая цикл реинкарнации.
.
Свод правил, приписываемых богине, включал:
«Не проливай кровь родную» — запрет на междоусобицы;
«Чти предков, дабы дети чтили тебя»;
«Слово — семя судьбы: береги его чистоту».
Нарушение законов, по поверьям, приводило к «родовому проклятию» — болезням, неурожаям, что отражало веру в коллективную карму.
.
В День Карны славяне:
Зажигали «костры памяти» у захоронений, используя древесину ясеня (символ Мирового Древа);
Приносили «двойную требу» — две гвоздики, где красный цвет означал кровь павших, а стебли, перевязанные берёзовой корой, — связь поколений;
Готовили «кашу перерождения» из полбы, мёда и мака (последний символизировал вечный сон и пробуждение).
.
Карна и Норны: общеславянский след в мифологии:
Подобно норнам из скандинавского эпоса, Карна пряла нити судеб, но в отличие от них, могла «переписать» участь человека, если тот искупал вину.
Этот мотив отражён в балтских мифах о богине Карте, что указывает на общие индоевропейские корни.
.
Сегодня неоязыческие общины возрождают День Карны как праздник экологической ответственности (аналогия кармических последствий) и исторической памяти.
В Беларуси, например, 7 апреля проводят фестиваль «Шлях Цмока», где участники создают «ленты судеб» из льна, загадывая желания для будущих поколений.
Как гласит реконструированная пословица: «Карна не судит — Карна напоминает». Этот праздник — не просто экскурс в прошлое, а призыв помнить: каждый выбор, словно камень, брошенный в воду, рождает круги, затрагивающие тысячи судеб.
…………………………………
Но вернёмся к тому, как праздновали этот день наши предки.
.
Чуть не упустила! Еще одна занятная деталь - словом carnation называется особый сорт гвоздики, бледно-розово-палевый цвет, которой напоминает цвет человеческой кожи.
Именно такие гвоздики, по преданиям наших предков, и любила Карна-Кручина. Поэтому на места погребения своих покойников было принято нести гвоздики. Либо сажать их недалеко от могил, чтобы засвидетельствовать почтение Карне.
А изображение божества имело женское обличье с черными крыльями. Крылья нужны были Карне, чтобы первой прилететь на место смерти воина, погибшего далеко от Родины.
Кстати, у богини было несколько имен, в том числе и Карина (но женское имя Карина не имеет отношения к плакальщице, поэтому его носительницам нечего опасаться).
.
Кручина принимала душу покойного и оплакивала её, она всегда знала, где находятся герои, погибшие во славу своего Отечества.
Поэтому, если во время войны не удавалась найти какие-нибудь сведения о месте упокоения солдата, то на день Карны-Плакальщицы во дворе зажигали костер, к которому, по поверью, богиня указывала путь душе.
Чтобы отблагодарить божество за такую печальную и скорбную работу, на столе в ночь на 7 апреля было принято оставлять особенное кушанье, кутью, такое же, какое готовили на погребальных ритуалах (напомню, что заупокойная кутья – это пшеничная или рисовая каша, подслащенная медом и изюмом).
Стол украшали гвоздиками, любимыми цветами Карны.
А те самые костры, около которых грелись души предков, должны были гореть всю ночь.
И у каждого двора пылал небольшой костер в память о павших родных.
.
Считалось, что соль, прокаленная на ночь Карны, обладает целебными свойствами.
С нею пеклись особенные булочки, которые скармливались скоту, её засыпали в специальные мешочки и хранили целый год, добавляя в лекарственные снадобья.
…………………………………………………….
.
И ещё один интересный факт:
Согласно григорианскому календарю 7 апреля Апостольская церковь Армении отмечает Благовещение.
Праздник Благой вести был любимым церковным торжеством армян с древнейших времен.
В этот день заканчивается «Месяц Восхваления женщин», длившийся с 8 марта и торжественно отмечается «День материнства и красоты».
...
У праздника сложная и интересная история.
«День материнства и красоты» стали отмечать в независимой Армении после ее выхода из Советского Союза, упразднив празднование «Международного женского дня 8 марта».
Но через некоторое время прекрасная половина Армении обратилась в парламент с просьбой вернуть любимый многими мартовский праздник.
Предложение армянских женщин было удовлетворено, но и 7 апреля оставили в числе торжественных дат.
Обратив внимание, что два праздника разделяет полный календарный месяц, было решено каждый год устраивать «Месяц восхваления женщин».
Так что дата для празднования «Дня материнства и красоты» была выбрана не случайно, и эту дату благословил сам Католикос Всех Армян Гарегин II.
...
🟡
Считалось большим грехом браться в этот день за любое, даже самое малое дело.
Более того, считалось, что даже неразумные твари чествуют великий праздник.
Люди так и говорили: «В этот день девки кос не плетут, птицы гнезда не вьют».
В некоторых местностях даже верили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьёт в этот день гнездо, то в наказание она несколько дней не сможет летать.
.
Впрочем, сам праздник считался птичьим.
«Благовещенье — птиц на волю отпущение» - говорили наши предки.
И в этот день было принято выкупать у ловцов пташек и выпускать их на волю.
«Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по волю полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!»
(записано в Московской губернии).
А ещё говорили, что птица станет ходатайствовать перед Богом за того, кто её освободил.
.
По народному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю и всё, что на ней растёт.
В связи с этим появилась традиция освящать накануне праздника или в сам праздник семена, предназначенные для посева.
Сеять их нужно было обязательно вовремя. «Кто рано сеет — семян не теряет», — говорили в народе.
Особая примета существовала для капусты. Крестьянин брал первый кочан, сорванный осенью с грядки (его специально хранили для этого), относил в подвал/погреб и оставлял на ночь. На следующий день его осматривали; счастливцы находили в таком кочане семена, которым не страшен никакой мороз — как и капусте, родившейся от них.
.
Также под Благовещение ночью сжигали свои соломенные постели, скакали через огонь и окуривали платья. Все это делалось, чтобы истребить болезни и уберечь себя от колдовства.
А в день Благовещения огонь НЕ разжигали в печах и кострах.
…………………………………………………….
Утром после восхода солнца из печей и костров набирали остывшую золу, веря, что она поможет получить хороший урожай, оберегает от болезней посаженные культуры и даже человека (знахари часто использовали такую золу, заговаривая от болезни и сглаза): часть рассыпали по огороду, часть хранили до нужного момента.
(Сутки в помещении было прохладно, молодежь ложилась ночевать в сенях или в хлеву, а стариков и детвору оставляли спать в избе.)
Поскольку печь не топили, то и еду на весь день готовили заблаговременно накануне. Традиционным блюдом была кулебяка – сдобный пирог из овощей или рыбы. (Благовещенье выпадало на Великий пасхальный пост, но праздник немного ослаблял запреты на него, и разрешалось употреблять рыбу.)
…………………………………………………….
.
Под Благовещенье «огней в избах всю ночь не тушат — лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет», и в то время, пока горел огонь в печи после полуночи, и хозяйки готовили еду на целый день, старались ещё прожечь соль, веря, что она обретет целебные свойства.
Её старались растянуть на целый год, чтобы лечить своих домочадцев и скотину, в трудные дни добавляли в пищу (считалось, что, съев еду с такой солью, добавиться силы и выносливости)
🟡
Этот день ещё называют Бабьим праздником. Почему?
Да потому, что у женщин жалостливость и слёзы "в крови" - всех и всё жалко и порой до слёз 😉.
Мало того, что накануне женщинам приходилось заниматься уборкой и готовкой не только на текущий день, но и на весь день Благовещения, так ещё нужно было дополнительно напечь сладостей для третьей встречи весны!
А в Благовещение женщины устраивали себе отдых - чем не Бабий праздник?
Женщина дарует новую жизнь - закон природы! Женщина оплакивает почившего, она же его и омывает перед погреблением.
Встреча весны, пробуждение природы от зимнего сна = переход от одного мироизменения к другому.
Ведь до принятия христианства этот день носил совсем другое «имя» - День Карны — Плакальщицы.
.
«Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год» - говорили наши предки.
Поэтому старались, чтобы все домочадцы были сыты, здоровы и довольны — тогда и в доме будут лад и достаток.
………………………………………………………..
Интересно то, что некоторое время на Руси отмечали встречу Нового года с 1 по 7 апреля.
(Со времени правления Петра I старофранцузский Новый год «перерос» во «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор».)
Интересно то, что Новый год в настоящее время отмечают в первой половине апреля в странах, где придерживаются буддийской религии – там отмечается по лунному календарю.
Точные даты могут немного различаться в разных странах, но обычно он происходит примерно в то же время, что и другие новогодние праздники в Южной и Юго-Восточной Азии.
🟡
В этот праздничный день солнце на востоке «играет».
Люди выходили встречать солнце, любовались его Благовещенской игрой.
Верили, что земля пробуждается от зимнего сна, поэтому до этой даты нельзя копать землю, вбивать в неё колья и вкапывать столбы (на следующий день уже можно).
И так как ещё земля ещё не проснулась, то и урожая не принесёт даже рассада, пересаженная в этот день, как и семена, если посеять в Благовещенье.
Запрещалось трогать землю — даже мести во дворе в этот день не следовало (по поверьям, это принесет холодную весну и летнюю засуху).
.
Этот день считался семейным праздником.
Весь день проводили в кругу семьи, кроме похода в церковь, да молодежь с детворой до обеда была занята закличкой весны, но после обеда все старались не отлучаться далеко от двора.
Вечером обязательным был семейный ужин, на который дозволялось пригласить только родственников или самим отправиться в гости к ним по приглашению (!).
Если в этот день во время трапезы уронить крошки или пролить капли, то в доме будет много мух и блох.
.
В гости к чужим людям не отправлялись, так и не выезжали по делам, пусть даже срочным.
И новых дел не начинали, а выполняли только необходимую работу по уходу за скотом и птицей.
А вот строить планы на будущее не возбранялось, только запрещено было ими делиться с другими, пусть даже с родными - слова пустыми останутся, праздными.
.
По приметам, в день Благовещения, запрещается отдавать или продавать вещи из дома – это сулит материальные потери и неприятности.
Нельзя в этот день одевать новую вещь, но и старую изношенную так же нельзя - только чистую, опрятную одежду, иначе можно разрушить семейные узы.
.
Ничего не одалживали, иначе можно было потерять удачу и здоровье, а милостыню раздать - самому бедности не знать.
На Благовещение воры начинают воровать - если удалось что-то украсть, то год ему будет везти (поэтому хозяева запирали жилье и следили за имуществом).
.
В народе Благовещение считалось благоприятным днём для выноса на улицу пчелиных ульев.
.
В Благовещение старались умыться талой водой, чтобы быть здоровыми.
А также считается, что загаданное в Благовещение желание обязательно сбудется.
Если на Благовещение человек будет здоров, сыт, одет и с деньгами, то всё в течение года у него будет хорошо.
.
Нельзя в этот день приносить что-либо в дом с улицы (заведутся мыши, тараканы и прочие неприятные «соседи»).
.
Интересно то, что, несмотря на то, что наши предки были заняты с вечера накануне и с утра этого дня походами всей семьёй в церковь на службу, в больших сёлах и городах с середины – второй половине XIX века стали проводится Благовещенские ярмарки.
И длились эти ярмарки неделю.
…………………………………………………….
Кстати, на втором месте по степени распространенности названия была именно Благовещенская ярмарка, как и по времени начала работы – с дня Благовещения.
Так, только в Вологодской губернии в 1861 году Благовещенскими были 11 ярмарок (т.е. в 11 населенных пунктах)
Были и в Архангельске, и в Пинеге (Архангельская губерния), и в Шуньге (Олонецкой губернии), и в Ирбите (Пермской губернии), и в Тоболе (Тобольская губерния).
Так как в это время шел Великий пост, то съестными припасами торговать запрещалось, отчего такие ярмарки имели ещё одно название – «постныя» (отсюда пошло и название рынков – Постный).
…………………………………………………….
.
А в средней полосе с этого дня начинают выходить из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.
🟡
Сны, увиденные в ночь на Благовещение, предсказывают будущее и могут стать откровением.
Можно увидеть то, что нужно сделать, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону. Для интерпретации сновидений использовать только свои собственные ощущения. Рассказывать кому-либо об увиденном не нужно (если хотите, чтобы сон стал явью).
Сновидение, увиденное днем, исполнится через 6 месяцев.
.
Родившимся в этот день свыше предначертано быть понимающим природу, заниматься целительством и знахарством, но самим быть слабыми в здоровье.
Детям при рождении изготавливали амулеты и обереги с агатом.
Сам именинник дня мог изготовить амулет с сардониксом, если чувствовал, что его обманывают часто. А ещё – для «поправки» здоровья.
🟡
Праздник праздником, но и о приметах не забывали!
«Покров не лето, Благовещение не зима».
«На Благовещение весна зиму поборола».
«Зимний путь портится за неделю до Благовещения или неделю после».
«Если на Благовещение весна, то впереди ещё много морозов». По этому поводу считали, что сдала Зима свои позиции, но выговорила-выторговала-таки себе право еще 40 раз (40 утренников (или заморозков)) наведываться в сады по вечерам или утрам.
• Ночь на Благовещение теплая — весна дружная.
• Какую погоду примечали на Благовещение, такую ждали и на Пасху. Если стоит пасмурная погода, то в течение всего года будет много осадков, а не только на Пасху.
• Гроза в этот день предвещает погожее лето и много орехов при сборе.
• Если в этот день будет дождливая погода, то весь год для рыбаков будет хороший улов.
• Если на Благовещение дождь — соберешь много хлеба и уродится рожь, будет много грибов; если сухо, то летом возможна засуха.
• Ясное небо - дождливая летняя пора.
• Вёдро в этот день — к летним пожарам.
• Если на Благовещение небо безоблачное и солнце яркое — быть лету грозовым.
• Сырость на улице - обильный урожай грибов.
• Первые весенние грибы на возвышенности — к летним дождям; в ложбинке — к суше.
• Если в этот день холодный ветер — будет лето холодное, а если ветер теплый, южный — то и лето будет теплое.
• Если в этот день ветер, иней и туман — к урожайному году.
• Туманное утро предвещает большие разливы рек.
• Если праздник приходил с теплом, ждали морозную осень, и наоборот, снег, залежавшийся до этой поры, обещал теплую осень.
• Умеренная погода — умеренными будут лето и урожай.
• Если на Благовещение снег сойдет — овса не будет.
• Если до Благовещения долежало много снега – урожай будет скромным.
• Если среди дворов много луж стоит — урожай белых грибов будет богатым.
• Если снег на крышах не сошел, так будет он еще и месяц в поле до Егория (6 мая).
• Если к Благовещению у березы уже появляются листочки, а ольха пока еще голая — значит, лето будет очень солнечным и теплым и наоборот.
• Благовещение без ласточек — холодная весна.
• Перелетные птицы вернулись к Благовещению - лето близко.
• Красные круги вокруг Солнца в этот день — к урожаю.
• Если звезд на небе мало, то и яиц будет мало.
• Каков будет этот день, таков и конец месяца.
И на ближайшие дни:
Облака с неясными контурами, прослойками, ореолами — к перемене погоды.
Иней с утра — к заморозкам до сорока дней.
Прилетел чибис, летит низко — к продолжительной сухой погоде.
🟡🟡🟡
Иван Шмелев. Постный рынок.
#народный_календарь_приметы_традиции #весна #апрель #живопись #картина #люди #Иван_Шмелев