27 апреля (по старому стилю – 14 апреля) в народном календаре - Мартын Лисогон.
Так же день называли Вороньим праздником, Воронец, Вещий Ворон.
💦
Название дня частично пошло от имени папы Римского – святого Мартина I, чью память отмечают в православных храмах в данный день.
(День памяти святителя Мартина I отмечается также 28 декабря – Собор Крымских святых)
💦
В церковном календаре на этот день отмечены ещё события:
День памяти мучеников Антония, Иоанна, Евстафия Виленских (Литовских)
День памяти мученика Ардалиона
День памяти 1000-и мучеников Персидских и Азата скопца
Празднование иконы Божией Матери «Остробрамской (Виленской) (также – 8 января)
Празднование иконы Богородицы Виленской (также – 28 февраля)
💦💦💦
Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии.
Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви.
После смерти папы Феодора I (642–649) пресвитер Мартин был избран на престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
………………………………………………………..
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения.
Император Констанс (641–668) и Константинопольский патриарх Павел II (641–654) также были приверженцами ереси монофелитов.
Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.
Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году.
………………………………………………………..
Святой папа Мартин, твердый поборник православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.
Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию.
Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд.
Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого папу.
Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп.
(Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.)
.
В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.
Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море.
Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи.
Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.
.
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя.
Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.
На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами.
Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя.
В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».
После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!».
Но те, кто знал, что святой папа страдает невинно, со слезами уходили.
Наконец, сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор – лишить папу сана и предать смертной казни.
Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками.
Они были более милосердны к святителю, чем еретики.
.
Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином.
Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», – и просил прекратить мучения святителя Мартина.
Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса.
Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (16 сентября 655г).
………………………………………………………..
Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году.
Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
………………………………………………………..
💦💦💦
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.
………………………………………………………..
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа.
Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии.
Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у Острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на Острых воротах 14 апреля 1431 г.
Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском (или Остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.
………………………………………………………...
.
В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня.
На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город.
Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).
.
Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню, и икону в свои руки.
В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.
.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами.
В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.
.
В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована.
После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.
.
………………………………………………………..
Икона написана на дубовой доске, изображение поясное.
Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
………………………………………………………..
💦💦💦
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой.
Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе.
В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505).
В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра.
В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 (28) февраля.
Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
………………………………………………………..
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
………………………………………………………..
.
В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам.
Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным.
С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.
.
Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии, в том числе и Виленская икона.
В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников привезли в московский Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.
.
………………………………………………………..
Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы.
В 1864 году чудотворная икона была подновлена.
………………………………………………………..
🟡
В народе день Мартына прозвали Лисогоном, а связывали это название с необычным поведением лисиц.
К этому дню лисы меняли старые норы на новые, чтобы избавиться от паразитов к появлению лисят.
Роя новую нору лисы впадали в состояние куриной слепоты, поэтому их можно было ловить хоть голыми руками.
Потому мужчины отправлялись в лес охотиться на лис. Их мех использовали для изготовления шуб или шапок.
(Кстати, такие изделия были самыми дешевыми при продаже – весенний мех нечета зимнему. Но скорняки не отказывались, так как выделка занимала мало времени и была мало затратной - меньше шло веществ, применяемых для обезжиривания.)
С лисами особо не считались, ведь видели в них только вредителя: часто лисицы пробирались в курятник и крали птиц.
.
А в некоторых местностях, наоборот, охота на лис в это время (и особенно в этот день) была под строгим запретом! Ведь у них скоро должны появится детёныши, а, следовательно, пополнится охотничий «запас».
А ещё на их стороне защитник леса – Леший или лесной дух. И обидеть лису в такой день – навлечь на себя его гнев, после чего он обязательно отомстит, если и не сразу, то в будущем: когда пойдёшь в лес - заблудишься, встретишься с диким и опасным зверем, не сможешь найти грибы или ягоды и так далее.
Кроме того, если на Мартын-лисогона навредить лисице, то в будущем можно пострадать от мошенников.
.
Как бы там не было с охотой, но существуют приметы, связанные с лисами, на которые обращали внимание особенно в этот день:
Увидеть одну лису - к удаче, а более - к неудаче;
Если встретилась лиса - недобрые известия;
Если забежала в деревню - к худу. И совсем плохо, если забежала во двор - за ней придут беда и смерть.
Лисий лай услышать — к несчастью.
.
Кстати, во сне увидеть лису - быть обманутым. Это касается всех дней, а не только дня Мартына Лисогона.
………………………………………………………..
Интересно то, что Лиса у древних славян – не однозначный образ и в отличие вот таких мощных тотемов как Волк и Медведь занимает скромную позицию в мифологии.
Но лисица, кумушка один из главных персонажей русских сказок.
Наделение лисы антропоморфных признаков уже указывает на её тотемную роль, значимость в мифологической жизни славянина-язычника.
Лиса отличается пронырливостью, изворотливостью и главный типологический портрет лисы как образа заключается в обобщенных чертах такой плутовки, которая не гнушается обманом, изворотливостью, ложью, оборотничеством и многими другими негативными чертами характера. В комплексе всё это лисе помогает справиться с поставленной задачей.
В отличии от Волка, Лиса практически всегда выступает на стороне лукавого зла, обмана и фальши.
В народе её называют: рыжей, Патрикеевной, кумой.
С точки зрения славянского язычества, то Лиса выступает женским образом.
Лису соотносят часто с богиней Макошью, а это значит, что тут взаимосвязь с судьбой и хорошим урожаем.
(Сегодня, в родноверии, часто используются лисьи костюмы, накидки и т.п. как яркое выражение родной русской культуры. Например, накидка Маши из группы Аркона.)
Мифологический образ лисы закрепился в пословицах и поговорках:
Лисичка всегда сытей Волка бывает
Лисой пройти (т.е. хитростью)
Кто в чин вошел лисой — править волком будет
Кабы Лиса не подоспела, то овца Волка бы съела!
Лиса и во сне кур считает.
………………………………………………………..
🟡
Иногда день Мартына величали Вороньим праздником, Воронцом и днём Вещего Ворона – днем почтения ворона.
К этому дню вОроны строят новое гнездо (иногда материалы используют из старого), но недалеко от старого.
Отношение к ворону в народе было двояко.
С одной стороны, его представляли мудрой птицей, защитником хозяйства (даже готовили вОрону угощение в виде каши) и знал тайны жизни и смерти.
А с другой, черного крикуна ассоциировали с предшественником беды или смерти.
………………………………………………………..
Наши предки считали, что Ворон появился из ветра, порожденного Стрибогом.
На своих огромных черных крыльях, Ворон разносит по всему свету не только мертвую и живую воду, но и страшную лютую бурю.
В древних сказаниях и былинах Ворон выступает помощником главного героя, предупреждая его об опасности или даже спасая его.
Трон Царь-Ворона – это гнездо, свитое на семи дубах.
Птица Ворон – вещий оракул-предсказатель. От его острого взора не укроется ни одно событие, которое было в прошлом, или будет в будущем.
Жизнь Ворона долга и длинна. (Согласно древнеславянским преданиям, он живет по триста лет. Причем, продолжительность его жизни зависит от того, сколько мертвечины он съедает.)
Ворон связан с Навьим Миром Мертвых.
В прежние времена на славянских капищах устанавливался идол, левая нога которого стояла на Вороне.
И Ворон черен от того, что ему часто приходится бывать во владениях Чернобога и связываться с силами тьмы.
(Образ Ворона популярен в шаманизме. И в главном атрибуте шамана, бубне, встречается этот мифологический персонаж. Считается, что он лучше помогает установить грань между мирами. Кроме всего прочего мифологический образ Ворона закреплён в магии и, частично, в оберегах с вороном.)
.
Кстати, в некоторых источниках можно найти, что птица Ворон – сын Уточки и Нави.
Птица Ворон является олицетворением всех темных сил Нави.
Воплощение (инкарнация) одного из творцов Мира – Черного Змея.
Как известно, Черный Змей сотворил все горы и ущелья на Мидгард-Земле.
Птица Ворон символизирует Стрибожьего внука – Ветер, на своих черных крыльях он приносит бурю, а также живую и мертвую воду.
Ворон принадлежит к вещим птицам, а отмеченный ему срок жизни составляет триста лет. (Столь долгое время жизни ему отмеряно за счет того, что он питается всяческой падалью и мертвечиной.)
У всех воронов есть свой царь-Ворон, сидящий в гнезде, находящимся на семи дубах.
Вещая птица Ворон не пользуется любовью среди людей, которые верят, что он приносит к их жилищу различные беды и несчастья.
Черная птица Ворон была рождена из железного яйца Уточкой и силой Нави под завывание ветра, раскаты грома и сверкание молний.
Ворон летает над землею, задевая ее крылами.
Куда Птица Ворон обронит свое перышко, вырастают неприступные горные хребты, а где он заденет землю своим крылом, появляются глубокие трещины, овраги, ущелья и провалы.
За птицей Вороном летает мрачная, черная стая других птиц, рожденных в глубинах Нави: это и печальная птица Обида; грозные Грифон и Могол; сладкоголосая птица Сирин.
Птица Ворон, подобно змеям, обладает особым, волшебным камнем, дающим человеку состояние невидимости и способность видеть спрятанные подземные клады.
Кроме того, волшебный камень Ворона дает человеку способность понимать язык птиц и животных.
Известно, что в Воронов любят обращаться черные маги и колдуны.
.
А ещё, вОрон - верный спутник Бога-Управителя Варуны.
Он сопровождает Души умерших до Врат Вырия в Великой Сварге Пречистой и сообщает Душам-навьям о том, каких высоких целей они достигли в своем Духовном и Душевном развитии и в выполнении Жизненного Предназначения.
Если Бог Варуна решает, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к Душе умершего человека своего помощника – Ворона.
Ворон (хранитель Живой и Мертвой воды) дает возможность Душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в Мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело.
(В мире Яви про такого человека говорят: «Он пережил клиническую смерть» или «Он вернулся с того света». Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.)
.
Как видно из выше сказанного – все легенды и мифы относятся к разным местностям, но схожи в одном – вОрон – птица вещая, хранитель жизни и смерти.
…
Кстати, в ирландских мифах вОроны считаются символом плодородия, но также покровителями воинов и символом жестоких битв.
У Одина, верховного бога скандинавов, было два ворона-шпиона, Хугин («мысль») и Мунин («память»), которые летали по всему свету и наблюдали, что где происходит, а потом рассказывали хозяину обо всем, что видели.
В английских сказаниях говорится о вОронах, которые повсюду сопровождали легендарного героя Брана. Голова героя, согласно легенде, похоронена под Уайт-Маунт, одним из храмов друидов на территории нынешнего Лондона. Говорят, что вОроны ревностно охраняют могилу своего друга, а когда они улетят, наступит конец света.
(В 1078 году Вильям Завоеватель построил на месте Уайт-Маунт крепость Белый Тауэр – это самая древняя часть нынешнего Лондонского Тауэра.
Огромные черные вОроны живут в крепости и сейчас.
Их всего шесть, и по приказу монархов за ними очень хорошо ухаживают, так как англичане твердо верят, что в день, когда вороны улетят из Тауэра, падет монархия.
В Тауэре есть сотрудники, специально нанятые для ухода за воронами. Они не только кормят птиц и следят за их здоровьем, но также ведут дневник, в котором отчитываются о мелких происшествиях из жизни птиц, особенностях их характера и повадках.
Впрочем, пока что таэурские вОроны вроде бы всем довольны и улетать явно не собираются – да и, вполне возможно, просто не могут из-за своих размеров. Легендарные птицы вальяжно разгуливают по мощеным дорожкам и принимают угощения от туристов.)
………………………………………………………..
.
Говорили, что на Мартына (Мартина) он купает своих детей в лужах и отпускает «в отдел» — то есть на особое семейное житье, так называемую «взрослую жизнь».
ВОрона называли зловещей птицей, приписывали ему магическую силу.
«Ворона каркает к ненастью, а вОрон — к несчастью», — шептали старики.
Были и другие приметы, но все недобрые: если кто-то в лесу запоет и увидит вОрона — тот натолкнется на волка; если вОрон каркает на церкви — к покойнику в селе, если каркает на избе — к покойнику во дворе.
Что касаемо этого дня, то именно в день Вещего Ворона вОроны указывали на людей, ведущих неправедный образ жизни, каркая над их домами.
.
Согласно поверьям, вОрон живет до 300 лет (миф о вороне-долгожителе родился благодаря верности неразлучной семьи воронов месту гнездования. Когда, много лет спустя, другая пара сменяет «стариков», люди просто не замечают этого. Внушает уважение верность ворона: если самец или самка теряет пару, то остаётся одиноким на всю жизнь.)
Под запретом было убивать вОронов - ослушавшегося запрета ожидали 33 несчастья и не миновать трёх напраслин.
Ещё у того, кто убил вОрона (даже не нечаянно!), никогда не будет водится скот (по другим поверьям - столько лет, сколько было вОрону)
………………………………………………………..
Кстати, не следует путать вОрона с ворОной — это две совершенно разные птицы, которых можно отличить по следующим признакам: ворон полностью черный, обладает массивным клювом и клиновидным хвостом, живут вОроны по одиночке или парами в глухих лесах, а не в стаях как вороны, тяготеющие к людскому жилью.
Создавшаяся пара вОронов живёт в одном месте всю свою жизнь, а вороньи стаи ведут кочевой образ жизни.
У вОрона птенцы находятся возле своих родителей до года, и только потом отселяются в другое место и создают свою пару. Это ещё одно отличие от ворОн, у которых подросшие птенцы вливаются в общую стаю и держаться в ней долгое время, создают пару только для выведения потомства.
………………………………………………………..
Интересно и то, в этот день в некоторых местностях почтительно относились и к воронам – так, на всякий случай.
(Стоит отметить, что это только там, где не водятся вОроны, а всё из-за того, что одинаковое написание названия двух разных видов птиц и различие только слышится при правильном произношении – вОрон и ворОна.)
Хотя этих птиц и не очень жаловали из-за их «пения», но всё-таки отношение к ним было боле-менее почтительное – в своём рационе питания она не гнушается ничем, чем способствует очищению поселений от живых грызунов, а также от падали.
Интересно и то, что именно с воронами связаны сказки о животных и некоторые малые фольклорные жанры — поговорки, анекдоты.
В них на первый план выставляется глупость вороны, что делает ее комическим персонажем.
В сказках глупость вороны сочетается с хвастовством и тщеславием. Она хвалится перед орлом красотой своих детей и просит их не есть.
Орел же, увидев самых безобразных из птиц, съедает именно воронят.
Ворона меняет свои перья на белые и хочет смешаться с голубями, однако те ее прогоняют, но и стая ворон тоже не хочет принять ее назад.
Так же и ворона, надевшая лебединые или павлиньи перья, оказывается распознанной, ощипана и опозорена.
Ворона падка на лесть: схваченный ею рак расхваливает ее, и польщенная ворона раскрывает рот, роняя добычу. (О том же говориться и в басне И. Крылова – «Ворона и Лисица»)
Она не способна отличить свои яйца от подброшенных соколихой или кукушкой, и в результате соколенок съедает воронят или кукушонок бьет и изгоняет ворону.
Ворона ленива и нерасторопна (не случайно вороной называют разиню) и поэтому на устроенных птицами выборах прозевала (проворонила) все начальственные должности (царя, губернатора, исправника и т. п.) и осталась не у дел.
Карканье вороны, нашедшей лепешку навоза, комически обыгрывается в народных шутках. Летом она кричит: «Гувно!», а зимой, сидя на мерзлом навозе,— «Калач, калач! Ни укалупиш!» На вопрос сороки: «Чы гысле? чы кысле?» — она каркает: «Да-арма! да-арма!»
………………………………………………………..
🟡
На Мартына журавль первый раз кричит и реки вскрываются. (Примета про вскрытие рек особенно была верна на средней Волге.)
Увидеть в этот день в небе одинокого журавля – к удаче, пару – к свадьбе, стаю – к приезду желанных гостей.
.
В народе верили, что Мартын дает начало первым грозам.
Но если гром прогремел на «чёрный» лес, то грядёт неурожайный год с холодным летом, а если снег ещё не начал таять - возможны сильные заморозки среди лета.
.
А ещё – сегодня увидеть человека с грибами — к удаче.
А возвращающего с пустым лукошком — к бедному году (нет первых грибов к этому дню – неурожайный год).
Но «работает» примета в том случае, если в этой местности кукушка уже «спела» свою первую песню после прилёта.
.
С уважением относились в этот день ко всем птицам. По приметам, обидчика пернатых ждали серьезные неприятности.
.
В южных районах страны крестьяне активно обрабатывали землю, а в более южных - посевные работы подходили к завершению (в иной год здесь в самом разгаре были подготовки к первому сенокосу и даже делался первый прокос)
В более холодных регионах продолжали свой разлив реки и шла активная подготовка к полевым и огородным работам. В некоторых местностях в этот день ожидали прилёта уток.
Если почва просыхала от сошедших снегов, начинался сев пшеницы, ячменя или яровой ржи.
Работы на полях в весенние дни хватало, поэтому жители трудись от рассвета до самой темноты.
🟡
Запрещено обманывать, врать, преувеличивать, льстить, разводить или поддерживать слухи – такой человек сам пострадает от обмана, может лишиться денег из-за нечестных действий в свою сторону.
Даже маленькая неправда, сказанная человеком, может навлечь на него и его близких серьезные беды.
Поэтому, если нет уверенности в том, что можно будет выполнить, нельзя давать обещания и клятвы.
(В другой день такой промах может сойти с рук, а вот если не выполнить обещанное сегодня, последствия могут быть серьёзными, вплоть до крупной ссоры.)
.
Избегали споров. Никто никому не сможет ничего доказать, а вместо выяснения кто прав, может произойти серьёзная и затяжная ссора.
.
На Мартына не принято было стирать совместно вещи супругов – иначе брак начнет «трещать по швам» от размолвок.
А вот детские вещи вместе с родительскими стирать можно.
.
Особенно дню Мартына Лисогона радовались незамужние девушки, поскольку начиналась пора сватовства и смотрин.
К родителям подходящей невесты засылали сватов, и, если сватовство проходило удачно, к невесте приходили родители жениха, чтобы оценить достоинства и недостатки девушки.
Жители верили, что обручение на Мартына Лисогона предвещало молодоженам легкую совместную жизнь.
А вот свадьбы в этот день не играли.
С одной стороны – день часто выпадал на дни Великого поста, а также все те дни, связанные с празднованием Пасхи (в эти дни церковь не проводит венчания), а с другой – виноваты в этом … лисы.
Считалось, что такой брак будет несчастливым, ведь невестка «лисой входит» в семью жениха.
(И если родня невесты была не против замужества, то со стороны жениха – категорический протест, ведь «лисой входит (обманом), волком будет (подчинит своим «хотелкам» мужа, перессорит всю родню)».)
.
Если день Мартына выпадал на Страстную или Светлую неделю, или Пасху - соблюдали традиции и запреты этих дней, не забывая про то, что можно и нельзя на Мартына.
Картинка № 1955301Картинка № 4024555Картинка № 8319662🟡
Сны в ночь под Мартына очень важны. Поэтому постарайтесь припомнить все, что вам приснилось, до мельчайших деталей.
Увидели солнце — ждите приятную весть.
Впереди большие перемены, если приснился закат или восход солнца.
Сновидение о весне предвещает новую любовь, а осень грозит разладом в отношениях.
Купаться в кристально чистой воде — к радости в новых отношениях.
Волны во сне — к большой любви.
Приснившееся гнездо одиноким девушка сулит скорую свадьбу.
Гнездо с яйцами — к богатству (в другие дни – кто-то из родни скоро появится в отчем доме, а то и не один).
Сновидение, увиденное днем, вещее - во сне можно увидеть своего врага.
.
В этот день на свет появляются активные, успешные и волевые личности. Они имеют твердый характер, наделены стойкостью и выносливостью, благодаря чему преодолевают без колебаний жизненные трудности и препятствия.
При рождении малышу изготавливали оберег и талисман (в одном изделии) с обсидианом и нефритом, причём со временем в обереге меняли обсидиан на другой камень или оставляли только нефрит (всё зависело от того, каким стал характер к вступлению во взрослую жизнь).
Сам же именинник дня мог изготовить ещё талисман с соколиным глазом в серебре, если по каким-то причинам чаще стали непреодолимыми какие-либо препятствия, хотя изначально всё должно пройти «без сучка-задоринки» в задуманном. Или же для этих целей использовал камень обсидиана, приобретённый для него в день его появления на свет.
Кстати, к обсидиану и соколиному глазу советовали относиться с большой осторожностью. Всё дело в том, что это камни сильных людей, с ними нужно уметь «подружиться», иначе можно получить совсем обратный эффект.
(Поэтому обсидиан в оберегах чаще всего использовали в сочетании с другими камнями, свойства которых направлены на смягчение его действия, а в амулетах – с серебром.)
🟡
По приметам на Мартына Лисогона жители узнавали будущее.
Если шел дождь, обработка земли в следующие дни предвещалась более легкой.
Небо, усеянное белыми и темно-серыми тучами, означало приход дождя.
Легкие облака опережают большие массы туч — к дождю или ветру.
Кругловатые облака разветвляются — к сухой и ясной погоде.
Солнце светит сквозь облака — к грозе.
Если на Мартына теплый день — к скорому похолоданию.
Несколько дней дует южный ветер — будет дождь.
Днём ясно, а к вечеру тучи сгущаются — к перемене погоды.
Красная заря — сильный ветер или дождь.
Заквакают нудно лягушки — к дождю.
Кукушка закуковала — пора в лес за грибами (сморчками и строчками).
Грачи играют — к солнечной погоде.
Пчёлы проявляют активность перед восходом солнца — к дождю.
Пчёлы в ульях сидят весь день или прилетели с лугов и полей раньше обычного — скоро пойдёт дождь.
.
И «долгосрочные»:
Если день выдавался теплым и ярким, безветренным, можно было надеяться на добрый урожай.
По оврагам земля замёрзла — урожай окажется скудным.
🟡🟡🟡
#народный_календарь_приметы_традиции #весна #апрель #животные #аниме