Настя Лариса, доброе время суток! И все увлеченные историей живописи, пазлоградцы!
*
После окончания Вами ретроспективы творчества Леонардо да Винчи, прокомментирую. Мне теперь понятно, на что сделать акцент, о чем Вам и увлекающимся живописью пазлоградцам было бы интересно узнать. Мы поговорим о том, что может отсутствовать в описании его творчества из масс-медиа.
*
Не буду останавливаться на детских годах Леонардо. О них непосредственное представление может сложиться из Ваших комментариев выше и фильма "Жизнь Леонардо Да Винчи", который предлагала к просмотру.
А возраст подростка-подмастерья и время обучения у Вероккьо - это уже отрочество и юность, когда сформировался Леонардо да Винчи как личность. И для этого надо понимать, что представляло из себя место, куда ему пришлось переехать по семейным обстоятельствам.
*
В ту пору, когда он приехал во Флоренцию, население города составляло около 55-60 тысяч человек с жителями из пригорода, которые нанимались на работу в основном обслуживающего персонала. Такая численность оставалось уже около столетия, с тех пор как в 1300г., случилась повальная эпидемия чумы (Черной Смерти) и последующие ее вспышки, которые унесли жизни доброй половины жителей. Теперь не менее сотни семей города считались очень богатыми, а около пятой части жителей были членами различных гильдий, лавочников-купцов-ремесленниками и составляли преуспевающий средний класс, который был самым многочисленным слоем общества.
*
Поскольку большинство горожан разбогатели недавно, уже после эпидемии, им хотелось как-то самоутвердиться и подчеркнуть свое новое положение. Для этого они заказывали выдающиеся произведения искусства, покупали роскошные наряды из шелка с золотом, строили похожие на дворцы особняки, выступали покровителями литературы, поэзии и гуманистической философии.
Это было (!) показное потребление, но, надо сказать, отличалось взыскательным вкусом.
*
Горожан каждый день развлекали представлениями и новшествами, куда привлекали к оформлению разных художников, все были сыты, город изобиловал в целом. Высоко ценились талантливые и способные мастера, везде готовы были взять на службу учителей словесности, искусства и прочих ученых. Здесь изучали литературу и философию в городской Платоновской академии. Здесь городские бонзы блистали на турнирах, увлекались псовой и соколиной охотой, разводили лошадей. Здесь банкиры и меценаты наперебой брали под крыло и покровительствовали мастерским Андреа дель Верроккьо, Доменико Гирландайо и Антонио дель Поллайоло, без устали украшающими цветущую Флоренцию живописью-скульптурами-ювелирными изделиями-архитектурой и выпускающими величайших мировых мастеров искусства из стен своей школы-мастерской-баттеги.
*
Это превратило Флоренцию в колыбель искусства и торговли в ту самую пору, когда Леонардо делал свои первые шаги в ремесле. Здесь изучали анатомию, чтобы молодые скульпторы и живописцы лучше понимали, как устроено человеческое тело. Здесь художники осваивали понятие перспективы и наблюдали, как свет, падающий под разными углами, создает ощущение глубины при помощи тени. От такой культуры выигрывали прежде всего те, кто овладевал разными дисциплинами и умело их объединял. Делая посреди дня перерыв, мастера, ремесленники и подмастерья все вместе шли на ближайшую площадь и оживленно толковали между собой, обмениваясь опытом. Здесь обитали множества людей с творческим воображением, которым нравилось смело объединять идеи, почерпнутые из разных областей. Здесь один из тех экономически развитых городов, где раньше всего созрели предпосылки для перехода от феодализма к капитализму.
Флоренция, как город, по праву превратился в произведение ренессансного искусства и в колыбель ренессансного гуманизма. Здесь в полной мере на дворе эпоха интеллектуального и художественного расцвета, именуемого в истории - Возрождение. Именно этот период открывает абсолютно новый этап в истории западноевропейского просвещения, культуры и искусства.
*
В эту атмосферу города попал юный 12-ти летний Леонардо. В записных книжках (дневниках), которые Леонардо вел всю жизнь, он мало тогда упоминает о собственных чувствах, поэтому трудно понять, обрадовал ли его тот переезд.
Однако, сочиненная им басня в тот период, позволяет понять, что думал и ощущал подросток, внезапно сменивший уединенный, спокойный, созерцательный мир сельской тиши и одиночества на шумный, продвинутый и оживленный город. Басня рассказывает о печальной одиссее камня, который лежал на возвышенном месте, на краю рощи, в окружении разноцветных цветов, но ему пришлось скатиться к куче камней, лежащих внизу на дороге, и присоединиться к таким же камням-братьям. Вот эта басня еще подростка Леонардо да Винчи "Камень и дорога" по ссылке
-
«Камень и дорога» басня Леонардо да Винчи.
Не правда ли и очевидно, как подросток психологически верно расставил роли в басне и передал смысл? Там же на вкладке *Басни Леонардо да Винчи* можно прочитать некоторые другие его басни.
И басни он будет писать часто, сопровождая свои мысли-рассуждения на (вдумайтесь) многотысячных листах манускриптов, в дневниках, в тетрадях, в записных книжках, обычай регулярно вести которые он завел в детстве и до конца жизни сохранит верность этой привычке. Манускрипты Леонардо представляют собой отдельные рукописные листы размером примерно с газетный лист. Другие записи, как уже отметила, делал в небольшие альбомы уже в переплетах из кожи или пергамента, величиной с маленькую книжку или даже меньше. Такие блокнотики он постоянно носил повсюду с собой, чтобы делать любые заметки.
*
К чему так много уделяю внимания Флоренции?
Для юного-любознательного-наблюдательного и разностороннего Леонардо (подчеркиваю) *совпали время и место* для изучения бо́льшего с целью затем систематизировать свои с детства возникшие интерес-вопросы на протяжении всей последующей жизни в знания. Леонардо посещал все возможные кружки и собрания, на что ему было отведено время пребывания во Флоренции.
Прочтя как-то, в самом начале своего пути, универсально одаренного Леона Баттиста Альберти, живописца, зодчего, инженера и литератора, своего кумира на всю жизнь, усвоил следующее - "Три умения требуют от человека величайшей искусности, - писал Альберти, - а именно: умение ходить по городу, ездить верхом и вести беседу, ибо, совершая все это, мы должны всем доставлять удовольствие", Леонардо блестяще овладел всеми тремя навыками.
Единственное, о чем жалел на склоне лет Леонардо, будучи во многом схож с Альберти, Леонардо не стремился всячески распространять и публиковать свои открытия. И к концу жизни, имея (!) тысячи листов научных записей, в том числе по проведенным опытам и исследованиям, он не издал ни одной собственной книги и труда, хотя всю жизнь систематизировал свои листы по принципу тематических книг-кодексов... энциклопедий. Да...Леонардо целую жизнь изучал-конспектировал-изображал свои подневные записи к воображаемым в голове и мечтах трактатам, которые при жизни не выпустил. А почему в голове-мечтах, спросите? А потому что все его много тысяч листов находились в разных папках, но он наизусть, в голове, помнил каждый по номеру и папки, и листа в ней. Об этом, думаю, еще будет возможность упомянуть в следующих комментариях.
*
А пока, через некоторое время проживания во Флоренции, в доме своего отца с очередной мачехой, Леонардо в свои 14 лет оказывается в мастерской (называлась боттега) Верроккьо. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их числе Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Франческо Боттичини, Леонардо да Винчи и т.д…
Да, юноше повезло… и снова (подчеркиваю) *совпали время и место*… мастерская находилась на одной улице с нотариальной конторой отца Леонардо, куда он (отец) поблизости понес ранние рисунки сына. Повезло, да.
*
Наставник обладал духом исследования и экспериментирования. Верроккьо разработал строгую программу обучения, в которую входили основы анатомии, механики, различные рисовальные техники, геометрия... в юности Верроккьо сам, главным образом, занимался геометрией. В мастерской велись беседы на самые разные темы от математики, строения человеческого тела и анатомии до античной культуры, музыки и философии. "Верроккьо был добрым учителем", как отмечали его ученики. Его мастерская пользовалась невероятной популярностью у жителей Флоренции и получала много заказов. Задача мастерской состояла в производстве непрерывного потока изделий, пользующихся спросом. Но поскольку сам Верроккьо больше времени уделял скульптуре и ювелирному делу, ученики-подмастерья-ремесленники его мастерской часто писали картины за мастера, но никогда не подписывались своими именами. Ко многим произведениям прикладывали руку сразу несколько учеников. И все любые коллективные работы с мастером, все равно и всегда, считались работами Верроккьо.
*
Пришло время Леонардо получить задание мастера показать свою работу коллективного творчества, а именно исполнить-исправить фрагменты и детали в картине "Крещение Христа". И это единственная картина, которая с персонального благоволения мастера, была подписана Андреа Верроккьо в соавторстве с Леонардо да Винчи... так и числится по сей день.
Итак,
картина периода между 1470-1475 гг., размером 177х151см, темпера и масло на панели, хранящаяся в галерее Уффици во Флоренции, Италия. Посмотреть по ссылке официального сайта галереи
-
Il Battesimo di Cristo di Andrea del Verrocchio e Leonardo da Vinci | Opere | Le Gallerie degli Uffizi*
Что видим на картине?
Сюжет картины "Крещение Христа" - одна из популярных канонических сцен в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: "Не я тебя, но ты меня крестить должен". Однако все-таки крестил Иисуса и стал с той поры именоваться Иоанном Крестителем.
Рентгенографический анализ картины подтверждает, что ангел слева, значительная часть фонового пейзажа и тело Иисуса написаны многочисленными тонкими слоями масляной краски, что красители были сильно разбавлены, мазки наносились с чрезвычайной осторожностью, причем иногда не кистью, а кончиками пальцев и затем размазывались. Именно к такому методу работы Леонардо начал прибегать с 1470-х годов. Масляная живопись пришла в Италию из Нидерландов, маслом уже писали в мастерской Поллайоло здесь же во Флоренции, писал и Леонардо, изучая для себя, как опыт другой мастерской в свободное время, возможности масляной живописи. А вот Верроккьо, напротив, так и писал изображения в суховатом графическом стиле и никогда не пользовался масляными красками, хотя новое уже витало в воздухе, продолжая работать всей своей мастерской с темперой - смесью водорастворимых красителей, которые скреплялись яичными желтками.
*
Далее, вернемся к картине… композиция еще имеет характерные особенности средневековой живописи. Герои еще выполняют роль обозначенных символов, тем не менее олицетворяя величественность и глубокую одухотворенность. Отсутствует динамизм, позы выглядят несколько искусственными. Фон среднего плана, в богатой цветовой палитре, но визуально напоминает декорации (особенно прозаичная пальма слева и пласты горных пород справа). Передний нижний край не масштабирован, без проекции, без перспективы, без пропорции. Верхняя группа изображения "божества" в составе рук всевидящего и всемогущего бога-отца, голубя - символа святого духа и лучей света, раскрывающих божественную природу сына божьего Иисуса, имеет незамысловатый, примитивный, плоский вид…
А если учесть, что первоначально был написал фон с несколькими округлыми группами деревьев и кустарников, визуально похожими на оставленную, нетронутую переделкой, пальму и "плоский" крайний слева ангел, аналогично соседнему, то можно себе представить внешне элементарный вид начатой картины, которая поступила на доработку Леонардо. Верроккьо сам увидел общую несуразность, когда отработал основную композицию, героев и фон, и накладывал первые слои, определяя контуры деталей...после чего обратился к своим ученикам поправить изображения и продолжить картину в целом.
Первым, кто долго правил-дописывал картину, был его ученик Франческо Боттичини. Принимая его работу, Верроккьо не очень понравилось, после чего случай исправить предоставился Леонардо. И тут-то нашего парня понесло)
Имея ограниченное время, которое и так было затянуто для сдачи работы заказчику, а это был брат Верроккьо, Дон Симоне - глава монастырской церкви Сан-Сальви, приблизительно в 1468г.… а уже подходил к концу 1474г.
Леонардо воспринял задачу серьезно, предварительно получив одобрение у Верроккьо принять самостоятельное решение границ переделки. Такое одобрение было получено, исключая изменение общего плана и композиции, а учитывая сроки, благославил "делай что хочешь, только наконец-то закончи картину". Леонардо опирался именно на это. И для себя решил, что на этой картине отработает практические навыки, которые теоретически "сидели" в голове. И обязательно в этой картине покажет разницу своего умения с прежними исполнителями. И даже задумал как... ниже об этом.
*
В итоге,
Леонардо исправил левого ангела полностью, оставив второго для контраста своей работы с предыдущим исполнителем… Леонардо исправил дальний план, оставив средний план нетронутым для контраста… Леонардо исправил фрагментарно тело Иисуса, оставив Иоанна нетронутым так же для контраста.
*
Что же получилось увидеть после такого преображения?
Ангел получил пропорциональный вид... дальний план получил перспективу вглубь картины... Иисус получил грудную клетку, разительно отличающуюся от несуразной грудной клетки Иоанна.
Кроме того, когда за дело взялся Леонардо, в ход пошли масляные краски, что дало возможность придать изображениям живой, объемный вид.
*
В симбиозе новаторства и собственных новшеств, Леонардо в этой картине применил совершенно другую технику с использованием тончайших слоев масляной краски, прозрачных и призрачных штрихов, в результате чего зародилась и была в дальнейшем разработана художником знаменитая техника дымки, размытости границ и мягкости перехода в изображении, которая получила название - *сфумато*, и которую Леонардо да Винчи позже использовал во всех своих картинах и стал законным родоначальником этого художественного приема, описав его в своих дневниках, доведя до совершенства в своих будущих картинах, чем поднял живопись на принципиально иной уровень.
Внедренная им в живопись техника *сфумато*, создающая дымку, чем скрадывались резкие очертания, стала отныне и на веки личным живописным клеймом Леонардо да Винчи.
Опыт разворота ангела стал типичен для всех последующих изображений в картинах Леонардо... поворот тела, направление головы, движение локтей, положение рук стали для Леонардо теми важными акцентами, которым он придавал существенное значение во всех своих последующих работах.
Его широко известными последователями в применении техники *сфумато* и в динамике изображений героев на полотне стали Микеланджело и Рафаэль, доведя новаторский стиль Леонардо до совершенства... это мы видим на всех авторских мировых шедеврах, и на эту тему уже говорили здесь раньше.
*
После завершения полотна "Крещение Христа" Андреа Верроккьо в соавторстве с Леонардо да Винчи, техника *сфумато*, а также особенное положение тел и перспектива дальнего плана в картинах станут визитной карточкой Да Винчи, а данная картина "Крещение Христа" займет почетное место в числе шедевров (!) как наглядное пособие разницы живописных техник и начала авторского, новаторского вклада Леонардо в живопись, которая определила эпоху Возрождения.
*
Хочу еще рассказать об одном использованном Леонардо опыте в этой картине, что впоследствии будет применяться в большинстве его работ. Это изображение на дальнем плане… дальний фон картины.
Еще раньше полученного задания от Верроккьо исправлять и дописывать картину, Леонардо делал рисунок, который известен в истории искусства как первая и точно датированная работа Леонардо да Винчи - это "Тосканский пейзаж, долина Арно", 1473г., который находится тоже в Галерее Уффици во Флоренции. Посмотреть можно по ссылке официального сайта галереи
-
La campagna di indagini dell’Opificio delle Pietre Dure sul primo paesaggio di Leonardo Da Vinci | Le Gallerie degli Uffizi.
В левом верхнем углу этого рисунка имеется надпись, сделанная в свойственной Леонардо зеркальной манере - *В день св. Марии Снежной, 5 августа, 1473*
Арно - это река в Италии, которая протекает в области Тоскана по территории провинций Ареццо, Флоренция и Пиза до Лигурийского моря. Долины этой реки Леонардо видел-наблюдал и в детстве, и в период своей жизни и обучения во Флоренции, на берегах которой стоит город. И мотивы своего детского наблюдения в юношеском рисунке, в разных его интерпретациях, Леонардо будет изображать во всех своих полотнах будущего, где присутствует дальний план в виде пейзажа… да-да, этот же мотив рисунка, как пейзаж на дальнем плане, с видом долины Арно, предвещает нам разговор о картине "Мона Лиза"… но в следующий раз... под соответствующим пазлом Насти Ларисы.
*
В результате выше сказанного, теперь можно самостоятельно, посмотрев на картину, сравнить, (обращаю внимание, как минимум) изображения ангелов, изображения и перспективу среднего и дальнего плана (пальма-камни и долина), грудную клетку фигур Иисуса и Иоанна. Узнать, а при желании прочитать басни Леонардо да Винчи. Ознакомиться с первым датированным рисунком Леонардо, изображение которого он будет использовать всю свою творческую жизнь. Узнать, когда именно появилась точно сформулированная техника *сфумато*, кто ввел ее как термин и как технику в живопись, что подняло изобразительное искусство на совершенно иной уровень.
*
А пока Леонардо продолжает учиться, работать и жить в мастерской (баттеге) Верроккьо... с юного возраста и до своего 26-летия. После чего открывает собственную мастерскую.
*
Пожалуй, этим закончу… комментарий и так получился громоздким… но писала так, как если бы рассказывала, остановиться невозможно)) перечитывать не буду, за описки если что - сорри)
*
Всем здоровья!
Настя Лариса, респект за открытую здесь тему и интерес к ней.
До встречи в следующем обзоре)