Живые исторические образы художника Вячеслава Григорьевича Шварца.
Вячеслав Григорьевич Шварц 1838-1869 «Русский посол при дворе римского императора», 1866, масло, дерево, 21.6 х 15.6 Третьяковская галерея, Москва.
В начале 1860-х годов исторический жанр в России испытал мощное воздействие новой, реалистической школы. На академических выставках все чаще стали появляться картины на темы русской истории. Творчество Шварца явилось решительным шагом в создании исторический живописи в России. "Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке", - таков был девиз Шварца. Шварц одним из первых в русском искусстве попытался раскрыть психологический облик исторической личности. Он говорил:
"Как бы ни был верен костюм данной эпохи, как ни удачен тип, этого мало: надо передать движение, свойственное эпохе, характер поз, складок. Задача художника - вжиться в среду, обобщиться с людьми того мира, сделаться их современником, жить их жизнью ".
За три года 1865-1868 г.г. Шварцем написаны картины "Русский посол при дворе римского императора", "Иностранные послы в посольской избе XVII века", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" и "Вешний выезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче".
В эти годы все чаще в творчестве Шварца возникает тема противопоставления России и Запада. Эта тема волновала тогда всю русскую интеллигенцию: разочарование в западной цивилизации и вера в "особую" историческую судьбу России делали её актуальной.