Ли-2 (обозначение НАТО: cab — кэб, англ.: такси) — советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности, выпускавшийся по лицензии на выпуск Douglas DC-3, США. Строился в СССР до 1953 года[1]. Широко эксплуатировался в МГА СССР — «Аэрофлотом», в подразделениях МО и МАП СССР. В годы Великой Отечественной войны применялся для транспортно-пассажирских перевозок, для полётов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов и как дальний ночной бомбардировщик. Самолёт оказался надёжен, освоен, пользовался популярностью. Поставлялся из СССР на экспорт. В СССР Ли-2 списан в середине 1970-х годов.
Производство
В 1940 году производство ПС-84 также было налажено в Казани на заводе № 124 вместо ТБ-7, но после выпуска десяти машин производство свернули. К началу войны в ГВФ было поставлено 72 самолёта ПС-84[3].
С началом войны на заводе в Химках, помимо постройки ПС-84, делают ремонты повреждённых в боях Ил-2. В конце 1941 года, в самый разгар немецкого наступления на Москву, было принято решение об эвакуации завода подальше от района боевых действий, и уже в декабре 1941 года на 17 эшелонах оборудование и люди были эвакуированы в Ташкент. В январе 1942 года завод был перебазирован и возобновил работу на новом месте.
С сентября 1942 года на заводе стали выпускать чисто военную версию ПС-84, которая получила обозначение «Ли-2» по имени главного инженера завода Б. П. Лисунова[4], руководившего строительством этого самолёта.
В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2125 самолётов Ли-2.
С 1946 года началось производство унифицированных вариантов самолёта — это пассажирский Ли-2 (вариант № 1) и транспортный Ли-2Т (вариант № 2). Их производство велось как на Ташкентском авиазаводе, так и на авиационном заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре (с 1947 по 1950 год на этом заводе было выпущено 353 самолёта Ли-2). В 1950-х годах ташкентский авиазавод обратился к КБ Антонова с просьбой помочь в доработке самолёта для полётов в горах на большой высоте. Результатом сотрудничества стала модификация Ли-2В (В — высотный).
Производство Ли-2 и его модификаций на Ташкентском заводе было прекращено с 1 апреля 1953 года в пользу нового типа самолётов Ил-14.